Более 400 тыс. школьников присоединились к марафону «Наука рядом»
12 июня, 21:12
12 июня завершился двухдневный Всероссийский марафон «Наука рядом», к которому присоединились более 400 тыс. школьников - участников проекта «Большая Перемена» из всех регионов страны. Старт научного марафона был приурочен к празднованию Дня России. Молодые ученые прочитали лекции и рассказали школьникам о Большой науке, великих ученых, внесших значимый вклад в развитие мировой и российской науки. Лекции прошли в очном и дистанционном формантах. В ходе марафона «Наука рядом» более 1 тыс. школьников смогли посетить лаборатории ведущих российских университетов, научные и производственные центры страны, среди которых предприятия атомной и ракетно-космической отраслей.
«Символично, что акция «Наука рядом» прошла в День России - 12 июня. Наши граждане должны знать и видеть, что ученые, в том числе молодые, ведут работу по всей стране. Без науки невозможно совершить прорыв ни по одному значимому направлению - медицине, освоению пространств, безопасности, создании революционно новых материалов, повышении эффективности производства, цифровизации и многих других. Именно наука и научные знания лежат в основе экономического роста и социального преобразования России», - отметил вице-премьер, сопредседатель оргкомитета Года науки и технологий Дмитрий Чернышенко.
Для детей были организованы ознакомительные туры по крупнейшим российским научно-исследовательским центрам, среди которых предприятия российского атомного кластера - Национальный исследовательский центр «Курчатовский Институт», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского предприятия ракетно-космической отрасли - ГКНЦ имени М. В. Хруничева, предприятие «Протон-ПМ», Крымский федеральный университет, Университет ИТМО, Ботанический сад Белгородского государственного университета, Тюменский государственный университет и другие.
Благодаря марафону «Наука рядом» школьники смогли увидеть площадку сооружения первого российского адронного коллайдера NICA, реакторную установку по наработке изотопной продукции для ядерной медицины, посетить комплекс синхротронно-нейтронных исследований, ознакомиться с технологией производства ракетоносителей «Протон-М».
Руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований Никита Марченков провел для учеников экскурсию и рассказал о принципах работы синхротрона. Также ребята увидели один из самых мощных в стране суперкомпьютеров и прикоснулись к истории атомного проекта, посетив экспозицию первого на континенте Евразия уран-графитового реактора «Ф-1».
На площадке Центра им. М.В.Хруничева начальник научно-технического отдела КБ «Салют» Андрей Белкин и инженер-конструктор КБ «Салют» Матвеев Антон рассказали ребятам о деятельности предприятия, работе конструкторов в ракетно-космической отрасли, а также о проектирование ракет – носителей Протон и Ангара.
В Пермском крае сотрудники «Протон-ПМ» показали участникам свой дуальный центр с современным техническим оборудованием: токарными и фрезерными станками с числовым программным управлением, а Анастасия Башкирцева – победитель VI Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности Worldskills Hi-Tech 2019, показала ребятам изделия, производимые на станках, которые становятся частью космических аппаратов.
В Центре развития технологий и подготовки кадров ЗАО «ЗЭМ» им. В.Д.Вачнадзе ПАО «РКК «Энергия» в Московской области ребята познакомились с редчайшими образцами космической техники в натуральную величину: первыми советскими баллистическими и межконтинентальными ракетами дальнего действия и ракетными блоками конструкции С. П. Королева, а также макетом пилотируемой орбитальной станции первого поколения «Салют».
Директор Института наукоемких технологий и передовых материалов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Алексей Огнев прочитал научно-популярную лекцию «Наноматериалы и жизнь» о том, как современные научные методы позволяют изучать решения, созданные природой, понимать их механизмы работы на нано-уровне и создавать на этих принципах абсолютно новые технологии. На примере изучения крыльев обычной бабочки он объяснил, почему мы видим различные цвета на ее чешуйках - а упорядочивая подобным образом атомы вещества на сложном оборудовании в лабораториях института, можно создавать материалы для современных лазерно-оптических систем.
«В наших лабораториях мы уже проводим исследования и разрабатываем решения, которые будут применяться в перспективной электронике. В Дальневосточном федеральном университете для этого есть самое современное оборудование, на котором работают не только ученые с мировым именем, но и студенты, которые в дальнейшем смогут совершать новые открытия и создавать наше будущее», - сообщил Алексей Огнев.
Лаборант-исследователь лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета (УрФУ) Сергей Рябов в своей лекции рассказал об актуальном Средневековье и продемонстрировал школьникам уникальное оборудование - специализированный книжный сканер РуСкан2А3, который позволяет получать изображение в высоком качестве и с высокой скоростью со старопечатных книг и рукописей, не нанося им вреда.
Наука рядом
Марафон «Наука рядом» проходит в рамках Года науки и технологий в России. Организаторы марафона: АНО «Национальные приоритеты», Российское Общество «Знание», Всероссийский фестиваль науки «Наука 0+», АНО «Большая перемена» и Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Год науки
2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. В течение всего года в стране проводятся публичные мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаются образовательные платформы и конкурсы для всех желающих. Оператор Года науки и технологий – АНО «Национальные приоритеты». Подробная информация о мероприятиях доступна на сайте годнауки.рф.